Распространенные ошибки при разработке административных регламентов необходимых для автоматизации процессов предоставления услуг (исполнения функций)

Проблема разработки качественных административных регламентов по предоставлению услуг (исполнению функций) остается актуальной и в настоящее время. Постановление Правительства от 16 мая 2011 г. № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (далее – постановление) установило общие требования к правилам разработки исполнительными органами государственной власти субъектов РФ административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций), к структуре и содержанию указанных документов, пояснив порядок проведения экспертизы и утверждения регламентов.

Но по факту выходит, что использование этого постановления не дает органам власти полного понимания того, каким должен быть правильно разработанный административный регламент, так как постановление не содержит в себе четкого руководства к действию в непонятных ситуациях.

Ниже по тексту приведены наиболее распространенные ошибки, встречающиеся в АР.

Ключевой проблемой органов власти в последнее время стал вопрос о правильности выделения подуслуг в составе услуги. Как известно, услуга может иметь в своем составе подуслуги, а может и не иметь.

В первом случае имеет место понятие "сложной услуги". Сложная услуга – это государственная или муниципальная услуга, в состав которой входит несколько подуслуг. При этом неясно, по какому критерию разбивать услугу на подуслуги: в зависимости от результата, различных сроков оказания услуги, различной последовательности административных действий и т.п.

Во втором случае понятие "услуга" и "подуслуга" являются равнозначными.

При описании подуслуг основными проблемными моментами остаются:

-   описание категории заявителей, имеющих право на получение услуги. Встречаются случаи, в которых недостаточно указать только тип заявителя: физическое лицо (индивидуальный предприниматель) или юридическое лицо. Например, если заявитель обладает дополнительным признаком (для социальной сферы это участники ВОВ, реабилитированные лица, многодетные семьи, инвалиды, ликвидаторы ЧАЭС и т.п;  для сферы земельных и имущественных отношений – продавцы, покупатели, арендаторы, арендодатели и т.п.; для сферы опеки и попечительства – несовершеннолетние недееспособные, несовершеннолетние ограниченно дееспособные и т.п.), то их требуется выделять, так как для данных категорий требуются разные пакеты документов, подтверждающие право той или иной категории получить услугу;

-   регламентные сроки исполнения административных процедур. Встречаются АР, в которых отсутствуют сроки исполнения административных процедур, периоды  исчисления (рабочие дни, календарные дни) и моменты начала их исчисления;

-  описание исчерпывающего перечня документов необходимого для получения услуги (подуслуги).Также распространенной проблемой является ситуация, когда в АР пакет документов не выделен в зависимости от подуслуги или категории заявителя, или  представлен в общем виде. Зачастую при описании используемых документов используется общее наименование группы документов при том, что перечень альтернативных видов документов, входящих в состав группы, не расшифровывается. Например, упоминается группа документов "Документы, подтверждающие доходы заявителя", без упоминания о видах документов  в составе группы. Но ведь в её состав могут входить различные документы  о доходах: "Справка 2_НДФЛ", "Справка о доходах лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, по форме 3-НДФЛ",  "декларации о доходах индивидуального предпринимателя" в зависимости от используемой системы налогообложения, справки о начисляемых пенсиях из различных органов власти, иные доходы. Встречаются и вовсе недопустимые формулировки перечня документов,  например "иные документы", расшифровка которых в тексте АР нигде не отражена и у заявителя отсутствует информация о том, какие документы он должен предоставить. Как следствие, это приводит к отказу в приеме документов или в предоставлении услуги при обращении в орган власти.

-  результат оказания услуги (подуслуги). Не указаны документы и информация, которую должен получить заявитель по итогам предоставления услуги как при положительном решении вопроса, так  и при отказе;

-   блок-схемы. Блок-схемы предоставления подуслуги обобщены и представлены не в разрезе подуслуги, а для всей услуги. Причем, зачастую представленный алгоритм не отражает реального процесса оказания услуги, так как он недостаточно детализирован. Например, из него не понятно, с чего начинается выполнение административной процедуры (административного действия), что принимается на входе, что получается на выходе и какой исполнитель является ответственным;

-   форма заявления. Отсутствие формы заявления, а в некоторых АР при наличии формы заявления сама форма не формализована;

-   нормативная база неверно указана.

 


22 мая 2013г.
Курсы операторов МФЦ