Стандартизация, регламентация услуг

В целях реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - 210-ФЗ) в последние годы проводилась тотальная регламентация предоставления услуг (исполнения функций), в том числе и в электронном виде. Процесс сопровождался разработкой соответствующих регламентирующих инструментов – административных регламентов по предоставлению госуслуг (исполнения функций) и стандартов по их оказанию.

Регламентация государственных и муниципальных услуг проводилась в отношении:

- государственных услуг в соответствии с определением, установленным 210-ФЗ;

- типовых государственных услуг по рассмотрению обращений граждан в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

- государственных функций по контролю (надзору) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными федеральными законами.

Административный регламент (далее – АР) стал основным документом, содержащим всю предусмотренную законодательством необходимую информацию по предоставлению услуги (исполнению функции), необходимую как для граждан (заявителей, получателей услуги), так и для должностных лиц:

- категории заявителей, имеющих право на предоставление услуги;

- срок оказания госуслуги;

- исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем, а также документов, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций;

- исчерпывающий перечень оснований для отказов в предоставлении услуги;

- последовательность действий лиц, ответственных за предоставление госуслуги в составе административных процедур со сроками их проведения;

- ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц;

- контактную информацию;

- стандарт комфортности предоставления услуги и другое.

Своего рода методическими рекомендациями по разработке АР стало Постановление Правительства от 16 мая 2011 г. №373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" .

В идеале административный регламент должен:

- обеспечивать минимизацию расходов времени и иных ресурсов получателя государственных услуг;

- предусматривать возможность обращения с запросом в орган, оказывающий государственную услугу, в письменном виде или посредством специализированных порталов госуслуг;

- обеспечивать минимизацию количества документов и действий, требующихся от получателя услуг;

- устанавливать измеряемые параметры требований к качеству и доступности государственной услуги;

- учитывать мнение и интересы получателей государственной услуги.

Стремление к выполнению количественных показателей плана–графика по разработке и утверждению административных регламентов исполнительными органами власти субъектов РФ принесло свои результаты: к концу июля 2012 г. регламентация государственных услуг была завершена. Было утверждено 540 административных регламентов услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти. На региональном и муниципальном уровнях утверждены более 9000 и 15000 административных регламентов соответственно (Источник: Официальный портал Административной реформы).

Стандартизация государственных и муниципальных услуг

На практике же больше видна не количественная, а качественная сторона созданных исполнительными органами власти АР (подробнее Распространенные ошибки при разработке административных регламентов необходимых для автоматизации процессов предоставления услуг (исполнения функций)).

Самым важным критерием оценивающим правильность создания АР является построение на основе бумажного АР четкого автоматизированного и логически правильно выстроенного алгоритма действий с указанием исполнителей, результатов, возможных исключений и т.п.

Как показывает опыт, в большом проценте случаев вновь созданные АР не пригодны  для автоматизации предоставления услуг в электронном виде, что приводит к возникновению дополнительных трудозатрат по доработке документа, либо по разработке абсолютно нового формата документа, включающего в себя основные сведения об услуге, необходимые для перевода в электронный вид.

Новым форматом документа, регламентирующим предоставление услуги (исполнение функции), является стандарт предоставления услуги. Если административный регламент является документом, носящим больше юридический характер, то стандарт – это проектный документ, необходимый для автоматизации перевода услуги в электронный вид.

Проектный документ может быть создан на основе разработанного органом власти  административного регламента. В этом случае он является "емкой выдержкой" регламента государственной (муниципальной) услуги, который содержит в себе также сведения об описании услуги в Реестре государственных и муниципальных услуг (функций). В случае отсутствия административного регламента по предоставлению услуги или некачественного его написания, стандарт может быть использован в качестве методических рекомендаций по предоставлению услуги в электронном виде. И уже после проведения процедур согласования с соответствующими органом власти на основе настоящего документа может быть либо создан новый административный регламент, либо внесены изменения в уже существующий АР.

Стандарт предоставления услуги является вспомогательным инструментом как для ответственных сотрудников органа власти непосредственно оказывающего услугу, так и для ответственных лиц оператора электронного правительства и интеграторов, которые осуществляют перевод услуг в электронный вид в информационной системе.

Основной описательной единицей стандарта является подуслуга. При описании подуслуги используются следующие характеристики:

-   тип заявителя (ФЛ, ЮЛ, ИП), участвующего в подуслуге;

-   состав и количество участников, имеющих право на предоставление подуслуги;

- исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления подуслуги. Альтернативные документы, подтверждающие определенный признак, сформированы в группы, для каждой из которой определены условия предоставления в разрезе как подуслуги, так и состава участников;

- перечень сведений, которые могут быть запрошены по каналам СМЭВ в ходе предоставления подуслуги, с указанием Поставщика сведений и условиями запроса в разрезе как подуслуги, так и состава участников;

-   результат предоставления подуслуги;

-  исчерпывающий перечень причин отказа в приеме документов, непосредственном предоставлении подуслуги, приостановки подуслуги со сроком;

-  общий срок предоставления подуслуги;

- входящие (заявление в орган власти, опись документов и т.п.) и исходящие технологические документы (расписка в принятии документов специалистом, решение о предоставлении подуслуги, решение об отказе в предоставлении подуслуги и т.п.);

- перечень НПА, регулирующих предоставление подуслуги.

Кроме того, разработка стандарта предоставления услуг является хорошим регламентирующим инструментом для типизации муниципальных услуг или государственных услуг, переданных на муниципальный уровень. Типизация услуг является еще одной масштабной проблемой субъектов РФ на пути проведения административной реформы. Субъекты РФ, имеющие своем территориальном составе с  десяток муниципальных  районов, в каждом из которых присутствует несколько муниципальных органов власти, предоставляющих один и тот же перечень услуг, могут оказывать их по-разному.

Разработка таких документов, прошедших согласование с соответствующими  муниципальными органами власти, позволит в дальнейшем растиражировать услуги в электронном виде, что, в свою очередь, сэкономит не только время на разработку услуг, но и целевые бюджетные средства субъекта РФ.

 


22 мая 2013г.
Курсы операторов МФЦ ← Назад